Завтра начинается Сегодня

Фантастика и философия

In Uncategorized on February 7, 2010 at 09:14

Пересмотрели "Сталкера" только что. Меня на этот фильм мама водила, когда я еще в школе была (также как и на "Солярис"). Впечатление осталось наисильнейшее, хотя почти ничего и не поняла. Только сейчас, наверное, начинаю. Как и со многими моими "ранними" фильмами (например, "Через тернии к звездам") и книгами (например, "Аэлита"), пересматривая и перечитывая, с удивлением замечаю фразы, образы и идеи, которые очень глубоко запали в душу, стали своими. Например, "орган, которым верят, атрофировался" или "человеку нужно зеркало". Наверняка, не раз в жизни использовала… Заставляет задуматься, а есть ли какое такое "Я" кроме собрания чьих-то понравившихся сочинений.

Люблю фантастику, поскольку она (хорошая, конечно) толкает на философские размышления. Кроме того, еще и воображение будит, но сейчас не об этом. Это такой писательский инструмент, который позволяет проигрывать всевозможные "что было бы, если…" Например, если правы пантеисты и Бог "содержится" во всем ("Звездные войны" и, наверное, отчасти "Солярис"). Что было бы если бы грешные люди жили вечно? А что было бы, если бы только часть людей пали? Если бы люди перевоплощались? Если бы запросто могли творить чудеса? Что было бы, если бы Бог не был благ? Что было бы, если бы наши тайные желания сбывались? Что было бы, если бы человек мог сознательно сотворить человека? Вообще, зачастую обычный в душевном плане человек помещается в невозможную, утрированную до невозможности, ситуацию и мы с автором за ним наблюдаем…

Интересно, что единственные советские фильмы, которые "крутят" или дают на прокат в Британии или Америке, это "Солярис" со "Стралкером". По крайней мере, мне других не попадалось. Наверное, потому, что они "общечеловеческие", что ли, понятные всем. "Солярис" вон, вообще в этом году аж на Рождество показывали. Другие примеры для меня наиболее "философских" фантастических фильмов, это "Кин-дза-дза", "Blade Runner", "Sphere", "Contact", "AI", "Brazil" (но последние два слишком безысходные, чтобы их любить).
https://i2.wp.com/www.rusf.ru/fc/img/big/a_kajda4.jpg
Еще во время просмотра вчера возникла мысль – в исполнении Кайдановского и под руководством Тарковского получился бы замечательный Ван Гог…

  1. как понимать

    Все-таки напишу. Путь к себе, и одновременно – к Богу (не случайно Новый Завет два раза процитирован), очень опасный, но необходимый. Кругом ловушки, повернуть нельзя, где вчера было можно пройти, сегодня – ни за что. Но иначе – растительное прозябание на помойке. Заметим, Геена – помойка в древнем Иерусалиме. Вот вчера натолкнулась на высказывание, что искусство опасно (http://sharakov.livejournal.com/32046.html?thread=495406#t495406). Так и самопознание опасны, и путь к Богу, и вера, и надежда и любовь… Но иначе нельзя. Пришел на ум кусок одной из любимых песен Щербакова (Дорога):

    “А дальше все ветры, обвалы, откосы,
    Все глуше ответы, все выше вопросы.
    Все тьмою объято, но, Господи Боже,
    Ведь если не я, то кто же, то кто же?”

    Никто за меня мой путь не пройдет. Вот тут еще подвернулось:
    http://davlatov.livejournal.com/324376.html

    Где же ты, Сталкер???

  2. актерство

    вчера напомнили мне о том, что драма невозможна без зла:
    http://sharakov.livejournal.com/32046.html?thread=523566#t523566

    Может оно и так, да только, мне кажется, в современном мире никто скорее, чем актер, не может донести до людей какие-либо истины, заставить задуматься над чем-то. Вот за это и поклон.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: