Завтра начинается Сегодня

Some thoughts on honesty / Пара мыслей о честности

In art, искусство, наука, ethics, творчество, философия, philosophy on October 30, 2013 at 17:15

Firstly there is a debate what is science. Is it only study of the subjects that could be described mathematically or proven in a simple experiment? What about the studies of complex systems in geography, biology, human behavior? I think it is all just about honesty. Scientific approach is the honest one. This I know, this I don’t know, this I suggest. No fairies, special dreams or unquestionable authorities.

Secondly… Apparently it is common for some professional artists, when they find out that they don’t have long to live, to destroy the artwork they think is “substandard”. I could understand when an artwork is overpainted immediately as it finished because it is disliked – it makes sence. But if it was kept for years there must be some perceived value in it, maybe only sentimental. So what? Do we bother what people think about us when we do not exist any more? Who are we fooling? What about next generation artists, depressed because they seems to have “bad painting” days while apparently “old masters” never had them?

*****

Часто спорят о том, что является наукой, а что нет. Якобы если изучается то, что можно однозначно описать формулой или повторить в эксперименте – это наука. Тогда непонятно, что же такое изучение сложных систем в географии, биологии, социологии и т.д. Ведь не гадание же на кофейной гуще! По-моему, научный метод – это просто честный метод. Это я знаю, это я не знаю, это я предполагаю. Никаких фантазий, видений или непререкаемых авторитетов.

Оказывается многие художники, когда узнают, что им недолго осталось жить, начинают уничтожать те свои работы, которые считают недостаточно сильными. Я могу понять, когда избавляются от только что законченного рисунка, потому, что он не нравится. Но если работа сохранена, значит что-то в ней было. Может быть, только для самого художника, но какая разница? Какое нам дело до того, что следующее поколение будет думать относительно нашей работы и наших чувств? Кого мы пытаемся обмануть, заметая следы таким образом? И как насчет молодых художников, которые будут страдать от того, что у их кумиров из прошлого никогда не было слабостей и неудач, а у них – полно?

Leave a comment